Присуждение звания наилучших генеалогических веб-сайтов

Форма входа




СЛУЧАЙНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ






Воскресенье, 22.12.2024, 10:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Воткинский завод - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: potanin  
Воткинский завод
potaninДата: Среда, 15.02.2012, 16:20 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 176
Награды: 0
Статус: Offline


150 лет назад Воткинский завод был крупнейшим в стране. Именно здесь появилась первая мартеновская печь. Уже с 1845 года завод был в состоянии выделывать до 4500 пудов железа в разнообразных видах и размерах, начиная от тонкой проволоки и часовой пружины до 300-пудового якоря. Поэтому воткинские мастеровые нередко получали от российской казны заказы на сборку пароходов и барж, производство стали для сухопутной артиллерии и арсеналов, изготовление белой листовой жести для царскосельских дворцов, а также поставку литой стали на Екатеринбургский монетный двор для чеканки монет. Но, пожалуй, самым важным заказом в дореволюционной истории завода было изготовление металла для шпиля Петропавловского собора.
Одно из наиболее полных исследований по этой теме содержится в статье "Преображение шпиля" (журнал "Ленинградская панорама", № 3 за 1991 год), написанной кандидатом искусствоведения Еленой Александровной АНДРЕЕВОЙ. Ниже мы приводим выдержки из ее работы.

Город на Неве неотделим от Петропавловской крепости, от ее суровых, словно выросших из воды стен, и взметнувшегося вверх шпиля колокольни Петропавловского собора. Ее силуэт стал символом города. Удивительно точно об этом писал академик И. Э. Грабарь:
"Петропавловская колокольня для Петербурга то же, что башня Св. Марка для Венеции, что собор для Страсбурга или Иван Великий для Москвы; отнимите их, и "лицо" города сразу изменится".
История строительства Петропавловского собора, охватывающая более двух с половиной веков, связана с именами многих известных архитекторов. Закладка каменного собора состоялась в июне 1712 года на месте стоявшей здесь с 1703 года деревянной церкви. Идея возведения высокой колокольни принадлежала Петру I. Устремленный в небо шпиль император считал символом утверждения России на невских берегах. Видимый издалека, он служил также ориентиром при подъезде к Петербургу, а колокольня стала важнейшей градостроительной доминантой.

От дерева к металлу

На фоне невысоких строений тогдашнего Петербурга храм в крепости смотрелся архитектурным чудом. Остроконечный шпиль на колокольне под-нимался на высоту более 100 метров. Создателем первого (деревянного) шпиля был голландский инженер X. ван Болес.
В мае 1856 года шпиль осмотрели ведущие зодчие того времени. Авторитетная комиссия пришла к выводу, что конструкция сделана из дерева превосходного качества, но пришла в ветхость. Было решено заменить деревянный шпиль на металлический.
В России металл как строительный материал начал применяться лишь с начала XIX века, в основном при строительстве наиболее значительных столичных сооружений: купола Казанского собора, покрытий Александринского театра и купола Исаакиевского собора. Создание металлических стропил для шпиля стало новшеством не только в России, но и в мировой строительной практике.
Победил проект, предложенный талантливым инженером Департамента путей сообщения Д. И. Журавским. Его расчеты позволили уменьшить вес железа в стропилах на 1400 пудов (по сравнению с вариантом зодчего Тона) и, вместе с тем, при меньшем весе придать им гораздо большую крепость. Когда идея Журавского воплотилась в чертежи, последовало решение изготовить железо в России в количестве 2600 пудов.
"Изготовить немедля на Воткинском заводе!" - так сказал император Александр II, когда принималось решение о том, где изготовлять каркас шпиля собора Петропавловской крепости: в России или за рубежом.
За 20 лет до того, еще цесаревичем, Александр II побывал на Воткинском заводе и остался доволен его оснащением и мастерством рабочих. В 1857 году, когда окончательно обветшал деревянный шпиль на главном соборе столицы, император вспомнил о воткинских умельцах.
Между заводом и Петербургом была достигнута договоренность: изготовить металл летом 1857 года, для того чтобы, как писали в донесениях, "была возможность отправить железо в нынешнее судоходство...".

Рождение шпиля: Воткинск

Производство 2600 пудов металла за четыре месяца было делом трудноосуществимым. Хотя горный начальник Воткинского завода Александр Андреевич Иосса принимал всевозможные меры для успешного выполнения заказа, а рабочие не прекращали работу днем и ночью и даже в христианские праздники, стало ясно, что сроки не будут выдержаны. Одна из причин этого была связана с крупными размерами железа, которые создавали настолько сильное сопротивление, что машины, не выдерживая напора, ломались.
Для шпиля требовалось изготовить несколько тысяч штук уголковых балок. Дело для завода не новое, да вот размеры их были уж очень велики. Не было на российском производстве прокатного стана, который мог бы "потянуть" такую нагрузку. Изготовили новый стан - великан по сравнению с остальными. Время затратили, а на первой же партии шестеренки оборудования разлетелись на части. Однако Журавский, прибывший на завод, был спокоен. Он ходил и подсмеивался над своими запаниковавшими помощниками: "При таком-то главнокомандующем, хладнокровном, невозмутимом, во всеоружии знания, дело не может быть проиграно!", - говорил Дмитрий Иванович, имея в виду горного начальника Иоссу. И не ошибся: тот нашел спасительный выход из, казалось бы, безнадежного положения. По предложению А.А. Иоссы, добавили меди в чугун, из которого ковали шестерни. И они выдержали! Теперь дело пошло веселее.
Однако проблема сроков выполнения заказа осталась, и завод отправляет прошение правительству с просьбой их пересмотреть. Согласие было получено. К 1 февраля необходимое количество железа было изготовлено. Журавский провел ряд опытов, подтвердивших безупречное качество воткинского металла. Но доставку его в Санкт-Петербург "по причине дурного санного пути" отложили до начала навигации - 1 мая 1858 года.
Работа велась воткинскими рабочими быстро и слаженно. За короткий срок в марте были поставлены ребра шпиля на высоту 44 саженей. Предварительная сборка и подготовка конструкции выполнялась на специальном помосте внутри цеха. Когда дошли до кровли, то ее разобрали и работу продолжили на улице. К концу апреля изготовили комплектацию для всех 43 секций и 144 ступени лестницы, которая по проекту находилась внутри шпиля.
Пробную сборку решили провести на заводском дворе, на берегу Вотки, чтобы потом изделие сразу погрузить на барки и отправить в Питер. Ввысь взметнулась железная игла высотой 48,5 метров (это примерно высота 14-этажного дома). Рабочие завода и жители поселка, первыми увидевшие новый шпиль, были в изумлении от такого чуда.

Возведение шпиля: Петербург

Первоначальная задача Воткинского завода сводилась только к производству и доставке железа в столицу, а остальные работы должны были выполнять петербургские подрядчики. Но цены, запрошенные ими, оказались настолько велики, что заводу позволили не только привезти готовый шпиль, но и "для удержания за собой полной сей замечательной работе чести, исполнить также и установку его в Санкт-Петербурге". Из архивных документов известно, что в Петербург отправились 30 человек. В том числе - 3 мастера, 4 кузнеца, 18 слесарей, 1 токарь, 1 столяр, 2 плотника и распорядитель работ (кондуктор). Каркас разобрали, аккуратно погрузили на три барки, и 2 мая 1858 года пароход "Лоцман" увел их в дальний путь по рекам Вотка, Сива, Кама и Волга до Твери. Из каждого крупного волжского города - Казани, Нижнего Новгорода, Рыбинска - Иоссу извещали о продвижении баржи. Команда благополучно прибыла 27 мая в город Тверь. Оттуда груз везли до Петербурга по железной дороге.
На момент приезда воткинских мастеров в Петропавловской крепости еще велись подготовительные работы для установки шпиля. Поэтому Журавский разумно распорядился занять прибывших воткинцев изготовлением железных оконных рам в куполе Петропавловского собора.
30 июля воткинские рабочие приступили к установке шпиля, предварительно пригнав части стропил на земле. Его верхняя часть была собрана и поднята целиком. Вес металлического шпиля достигал почти 207 тонн. Работы по его установке продолжались два месяца.
Колокольня без шпиля - это примерно 74 метра, то же самое, что 22-этажный дом. И вот на такой высоте заводчанам надо было начинать работу. Сперва возвели леса. Установили лебедки. Только одна "нога" шпиля весила около 320 килограммов, а длина ее - 3-4 метра. Поднять, состыковать, установить болты, закрутить гайки... Леса поднимались всё выше, диаметр шпиля становился все меньше, работа - опаснее и труднее. На 30-метровой высоте закончился монтаж лестницы - она шла по спирали внутри шпиля. Здесь устроили площадку для установки метеоприборов. Оставалось еще 18 метров.
Все монтажные работы в Петербурге проводились под открытым небом в трудных погодных условиях - при сильном ветре и дожде, днем и ночью. Не случайно один из слесарей Никита Тетерин после окончания всех работ находился по болезни в госпитале Монетного двора до 17 октября. При сборке шпиля отличился природной смекалкой и умением слесарь Иван Лаптев, который "был оставлен с разрешения господина Министра финансов в Санкт-Петербурге для ознакомления в Хирургическом инструментальном заведении МВД с починкой и изготовлением разных инструментов".
По сравнению с деревянным предшественником, высота нового шпиля увеличилась более чем на 10 метров, и колокольня теперь уходила в небо на 122,5 метра. В связи с этим надо отметить еще один аспект строительного гения Д. И. Журавского. Создавая проект, талантливый инженер тонко учел сложившуюся градостроительную ситуацию вокруг собора. К середине XIX века в связи с ростом населения плотность застройки, особенно центральной части города, значительно увеличилась, как и этажность петербургских строений. Для того, чтобы Петропавловская колокольня со шпилем по-прежнему оставалась архитектурной доминантой на фоне уже высоких многоэтажных зданий, Д. И. Журавский сознательно "удлинил" новый шпиль, сохраняя при этом общие пропорциональные соотношения колокольни с масштабом города.

Дешево не значит плохо

Все работы, выполненные Воткинским заводом, обошлись российской казне почти вдвое дешевле предложений петербургских промышленников. Завод Огарева брался приготовить металлический остов шпиля за 37 тысяч 543 рубля, купцы братья Коротковы запросили 37 тысяч 196 рублей. Изготовление же его в Воткинске вместе с доставкой и установкой обошлось в 28 тысяч 259 рублей. Из них на изготовление металла и сборку остова на заводе ушло 19 тысяч 248 рублей.
В целом было отмечено, что "завод выполнил все работы в отличном виде и произвел сборку и установку остова на колокольне присланными для сего нарочно из завода мастеровыми и рабочими за цену несравненно низкую против требований местными заводчиками".

Их имена не забыты

Мастерство рабочих Воткинского завода было по заслугам оценено. Они получили денежное вознаграждение и медали. Так, мастерам Степану Пестереву и Михайле Пирожкову пожаловали медали с надписью "За усердие" на Станиславской ленте в петлицу. А мастеру первой статьи Григорию Ивукову, как имевшему уже медаль в петлице, дарована серебряная медаль для ношения на шее. Остальных рабочих Воткинского завода наградили "выдачею каждому по 15 рублей серебром". Эта сумма равнялась примерно годовому окладу каждого рабочего. Горного кондуктора I класса Ивана Яковлевича Девятова, отвечавшего за производство металлоконструкций и работу питерской команды, произвели в высокий ранг коллежского регистратора.
Бурный прошлый век разметал многих жителей Воткинска по свету - от Канады до Австралии. Может быть, нынешние потомки тех русских мастеров, что 150 лет назад возводили шпиль над Петропавловским собором, узнают в этих именах своих родственников и вспомнят семейные предания. Если такое произойдет, то откликнитесь, напишите о себе и своих предках, работавших на Воткинском заводе.

Список награжденных в 1858 году рабочих, производивших установку шпиля Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге:

Кузнецы Сергей Вицин, Самойло Стерхов, Сидор Макаров, Захар Колясников, слесари Иван Шадрин, Михайло Потанин, Захар Белоглазов, Василий Зырянов, Афанасий Лещев, Михайло Астапов, Александр Светлаков, Иван Лаптев, Роман Жарихин, Захар Мокин, Степан Ерыпалов, Никита Тетерин, Андрей Бахирев, Александр Нельзин, Андрей Кривилев, Парфентий Коновалов, Иван Бердников, Василий Замараев, токарь Никифор Гмызов, плотники Яков Лежанкин, Дмитрий Митюков, столяр Григорий Бахирев.

По материалам заводского музея истории

http://www.vzavod.ru/rus/news4.php
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright Потанин Денис Александрович © 2024